написать письмо

 

 

Веселые игры для серьезных людей: что они дают?
Автор: Наталья Титова.

Газета «Элитный персонал» № 9 (243), 12 марта 2002

Игры, игры, игры... Это только кажется, или действительно в них играют все, даже самые серьезные люди? Топ – менеджмент – в «дочки - матери». Линейные руководители – в «казаки - разбойники». Менеджеры по персоналу – в «жмурки». Продавцы клиентского отдела – в «салочки». Маркетологи – в «бояре, а мы к вам пришли». Менеджеры по развитию бизнеса – в «море волнуется раз…».
Любая деятельность содержит в себе элементы игры. Обучение этой деятельности – и подавно.

Стать «мастером по управлению бизнесом», играючи…
Руководитель курса по МВА решает провести эксперимент. Вести курс по организационному поведению поручается не академическому лектору по теории менеджмента, а тренеру – консультанту с опытом успешных тренингов для персонала организаций.
Проходят две недели. Сотрудники курса МВА начинают с удивлением и интересом ходить вокруг аудиторий, где проводятся тренинги, и настороженно прислушиваться. Нехарактерные звуки раздаются под гулкими академическими сводами: то грохот передвигаемых стульев, то сумасшедший хохот людей, которые еще пять минут назад казались важными, сухими и неприступными. В перерывах из аудиторий выходят довольные, веселые слушатели. Они горячо спорят о чем–то, обмениваются шутками. Те, кто прежде не замечал друг друга в коридорах, теперь дружно идут пить кофе, на ходу обмениваясь визитками.
- Что происходит на занятиях этого тренера? – сгорают от любопытства представители менеджмента курса МВА.
- Детский сад какой – то, - резюмируют преподаватели.
Курс МВА заканчивается. Слушатели заполняют анкеты: администрация проводит рейтинг среди преподавателей. Менеджмент курса анализирует анкеты и ахает: самый высокий балл за качество преподавания получает тот самый тренер.
Начинается новый курс тренингов. На этот раз в аудитории толпятся преподаватели других предметов:
- Можно мы тихонько посидим у вас на занятии? Нам так интересно
посмотреть, что же это за метод такой?

… в самую обыкновенную игру.
А метод прост, понятен и стар как мир: игра. Игра является неотъемлемой частью любого качественного тренинга, потому что именно в игре человек наиболее эффективно усваивает новые знания и навыки.
Почему игра столь эффективна?
Менеджмент – это, прежде всего, практика поведения руководителя в конкретных ситуациях. Наиболее успешными являются опытные менеджеры с серьезным стажем управленческой деятельности. Для начинающих руководителей таким опытом становится тренинг. Именно он обеспечивает концентрированную информацию о методах выхода из сложных управленческих ситуаций и принятия ключевых решений в быстро меняющихся условиях. Например, ни одна, даже самая толковая, лекция о мотивации персонала, не может дать то разнообразие методик и технологий, которое дает короткая тренировочная игра по нахождению способов мотивации в критических ситуациях.
Тренировочная игра – это копия реальных ситуаций, с которыми сталкивается руководитель. Играя в нее, участник пробует различные пути решения менеджерской задачи до тех пор, пока не найдет оптимальный. При этом его ошибки не влияют на карьеру или благополучие, как это происходит в реальной жизни.
Чтобы однажды начать блестяще управлять, необходимо достичь определенной критической массы ошибок в этой работе. Игра в тренинге предоставляет возможность набрать эту критическую массу совершенно безболезненно для себя. В управленческих играх на тренинге ошибки даже поощряются. По условиям некоторых игр, «выигрывает тот, кто допустил максимальное количество ошибок».

Превратиться в кого угодно…
… Идет тренинг по технологии управления. Наступает короткий перерыв. Тайная мечта тренера тихо помолчать хотя – бы пять минут и выпить чайку пропадает вместе с приближением одного из слушателей с очередным вопросом. На этот раз к тренеру подходит Максим, который озабоченно делится своей проблемой:
- Я – заместитель генерального директора компании. Под моим руководством находится начальник отдела продаж. Этот отдел тихо погибает, переставая приносить прибыль. Во всех проблемах генеральный винит начальника отдела продаж. Я понимаю, что достаточно изменить структуру отдела и систему контроля, и все заработает. Я уже все спланировал. Генеральный одобрил мой план. Проблема одна: начальник отдела продаж не верит в возможные перемены к лучшему. «Генеральный меня не любит, поэтому он вставляет нам палки в колеса. Здесь у меня ничего не получится. Все бесполезно. Я лучше уйду в другое место,» – грозится он. А мне, как руководителю, жалко терять начальника отдела продаж: он – отличный специалист в нашей области. Кто еще сможет вытянуть отдел? Посоветуйте, что мне делать в этой ситуации. Как уговорить начальника отдела продаж остаться?
Тренер внимательно слушает Максима и прекрасно понимает, что ни один ее совет не позволит ему выработать для себя оптимальную форму поведения в данной ситуации. Тогда она предлагает:
- Максим, давайте сделаем из данной ситуации ролевую игру. Другие участники будут по очереди выступать в роли заместителя генерального, то есть вас. Вы же будете исполнять роль вашего оппонента – начальника отдела продаж. Мы несколько раз проиграем сцену переговоров заместителя генерального с начальником отдела продаж. В результате, вы увидите различные варианты вашего решения данной задачи. Кроме того, побывав «в шкуре» начальника отдела продаж, вы быстрее поймете его потребности и подберете к нему «ключик».
Максим с радостью включается в деловую игру. Группа воспринимает обсуждаемую ситуацию с большим интересом. Оказывается, что подобные истории близки многим.
Поучаствовав в пяти инсценировках – репетициях, Максим приходит к выводу: начальнику отдела продаж необходимо оказать теплую дружескую поддержку, выразить глубокое доверие и протянуть руку помощи. Начальник должен почувствовать себя принятым в среду компании, а не «козлом отпущения», как это происходило ранее.
Максим не только делает выводы о стратегии общения со своим оппонентом. Деловая игра позволяет ему подробно разработать тактику и до отдельных слов и интонаций отработать свой будущий решающий разговор с начальником отдела продаж.

… всего за пол часа тренинга.
Профессиональный бизнес требует от специалистов умения ставить себя на место других людей: на переговорах - своих партнеров, в момент продаж - покупателей, на внутрикорпоративных совещаниях – сотрудников. Быстро приобрести данный навык можно только в специальных играх на тренинге.
Предпринимательство и управление носят характер соревнования. Например, навыки ведения взаимовыгодных переговоров или продвижения собственного проекта. Сделать это соревнование красивым, этически грамотным, справедливым и по-партнерски изящным помогает игра на тренинге. Ведь игра также включает в себя соревнование, она обучает важности правил и точности критериев выигрыша, которые так необходимы в реальной жизни.
Любая управленческая деятельность - это постоянное взаимодействие с другими людьми. Когда старые излюбленные «приемы» воздействия на «наивных» коллег начинают отказывать, пора идти на тренинг и играть… Только в игре на развитие коммуникативных навыков можно почерпнуть «свежие» пряники и кнуты для своих подчиненных, а также – избавиться от дырок во многочисленных бубликах, даруемых «ненаглядными» сотрудниками.

И просто улыбнуться.
Бывает, что вроде - бы, все делаешь правильно, тщательно, а работа не клеится. Корпишь в офисе с 9.00 до 22.00, а результат нулевой. Кофе не помогает. Друзья обижаются. Детективы не идут. Весна в феврале не радует. В чем дело?
Ответ прост: нервная система устала от однообразной рутины повседневности. Нужен толчок, творческая искра, которая бы снова изумила своей яркостью, подняла, завертела и одарила фейрверком новых фантастических идей и планов.
Игра – это настоящий толчок к новой жизни. Ведь юмор и уникальная творческая основа игры позволяют на время подняться привычными проблемами и посмотреть на сложные ситуации с совершенно новых, более выигрышных позиций. Играйте, коллеги!

Hosted by uCoz