написать письмо

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Статья посвящена проблеме развития коммуникативной рефлексии средствами социально-психологического тренинга 

В современной психологии наблюдается интенсивный рост экспериментальных и прикладных исследований проблемы общения. Большое внимание исследователи уделяют технологиям эффективного общения, практическим подходам к решению проблем, возникающих в повседневной жизни и в профессиональных взаимоотношениях. Тот факт, что в последние годы приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение общения, свидетельствует о том, что эта актуальная тема находится в стадии активной разработки и нуждается не только в обобщении, но и в дальнейших исследованиях.

Также в современной психологии общения много говорится о возможности формирования и развития умений и навыков в сфере общения различными психологическими средствами. Так, В. А. Горянина [3] утверждает, что Уиндивидуальный стиль общения, в случае непродуктивности, может подвергаться психологической коррекции или оптимизации посредством использования эффективных инструментов общения и специальных психотерапевтических технологийФ.


Одним из средств психокоррекции в сфере общения по праву признается социально-психологический тренинг. В УПсихологическом словареФ (1990) [12] социально-психологический тренинг определяется как Уобласть практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общенииФ.


Польский психолог Е. Мелибурда (1986) [9] рассматривает социально-психологический тренинг как форму групповой коррекции коммуникативного действия человека.


Ю. Н. Емельянов (1985) [5] определяет тренинг как метод активного социально-психологического обучения, в ходе которого формируется коммуникативная компетентность личности.


Наиболее полно психокоррекционная концепция социально-психологического тренинга отражена в работе УГрупповая психотерапияФ американского психолога К. Рудестама [13]. Раскрывая положительные стороны  групповых занятий, автор говорит, что в таких группах клиенты являются активными участниками, которых поощряют рассматривать себя как субъектов собственных изменений, а участники таких групп ориентированы на личностный рост и развитие.


Ряд исследователей  (Ю. Н. Емельянов, А. Г. Лидерс, Л. Ф. Анн) указывает на следующие конкретные задачи социально-психологического тренинга:


1.Овладение психологическими знаниями.

2.Формирование умений и навыков в сфере общения.

3.Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения.

4.Развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей.

5.Коррекция и развитие системы отношений личности.


Л. А. Петровская [10] в качестве одной из основных задач социально-психологического тренинга выделяет углубление опыта анализа ситуаций общения, что связано с обучением участника тренинга пониманию причин поведения других и осознанию несоответствия того, как он воспринимает других, и того, что представляют собой эти люди в реальном общении. Названная задача, по мнению Л. А. Петровской, должна решаться с помощью развития сензитивности и точности эмпатии участников общения. Повышение точности межличностного восприятия дает возможность научиться с большей адекватностью предсказывать возможные поступки людей, представляющих различные группы, что способствует оптимизации общения.


В тоже время, рассматривая вопрос коррекции общения средствами социально-психологического тренинга, Л. А. Петровская подчеркивает противоречивость данных относительно переноса эффекта тренинговых занятий, в частности роста сензитивности, эмпатии, точности межличностного оценивания на ситуации межличностного общения вне тренинга. Это может свидетельствовать о том, что обращение только к такому параметру как точность эмпатии в рамках тренингового обучения, не является достаточным для осмысления эффектов общения в повседневной жизни. Данная проблема находит подтверждение и в работах других авторов, занимающихся разработкой программ социально-психологического тренинга. Например, в работах Е. В. Кузнецовой [6] и Т. А. Шкурко [16] указывается, что наряду с точностью межличностного оценивания или интерпретации эмоциональных состояний другого, должна решаться задача по развитию других способностей участников тренинга.


Принимая во внимание вышесказанное, представляется целесообразным включение в задачи социально-психологического тренинга целенаправленное развитие коммуникативной рефлексии. Важность развития этой способности для успешного общения отражается в работах целого ряда исследователей.


На выявление специфики коммуникативного аспекта рефлексии направлены социально-психологические исследования Н.И. Гуткиной, И. Е. Берлянд, К. Е. Данилина, А. В. Петровского, Л. А. Петровской и других. В них рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А. Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком [2]. Давая социально-психологическое определение понятия УрефлексияФ, Е. В. Смирнова и А. П. Сопиков отмечают, что Уразмышление за другое лицо, способность понять, что думают другие лица, называется рефлексиейФ [14]. Г. М. Андреева еще более конкретизируя понятие УрефлексияФ, дает ему следующее определение: Ув социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общениюФ [1].


С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов, рассматривая коммуникативный аспект рефлексии, определяют ее предмет как Упредставления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступковФ [15].  Авторы также говорят о необходимости дальнейшей разработки специальных методов изучения рефлексии, поскольку она, по их мнению, составляет важную перспективу развития психологического знания, его действенности в различных областях практики.


М. Ю. Перепелицина связывает социальную компетентность человека с развитием у него таких качеств, как рефлексия, конгруэнтность, избегание манипулирования собой и другими.


В работе, посвященной исследованию затрудненного общения, В. А. Лабунская,      Ю. А. Менджерицкая и Е. Д. Бреус [7] уделяют большое внимание развитости у субъекта общения способности к рефлексии. Они отмечают, что субъекта затрудненного общения отличает ряд социально-перцептивных особенностей: постоянное искажение оценки качеств партнера, эскалация атрибуции, преобладание в процессах понимания и интерпретации другого человека оценочного компонента. Субъект затрудненного общения не способен поставить себя на место партнера, поскольку у него низкий уровень рефлексии, сопровождающийся сопротивлением осознанию причин своих затруднений и нежеланием что-либо менять в своем поведении. Авторы утверждают, что субъекта затрудненного общения от субъекта незатрудненного общения отличает уровень развития ряда социально-перцептивных способностей, в том числе коммуникативной рефлексии.

В. А. Горянина называет способность к рефлексии предпосылкой внутренней свободы и выделяет такие ее проявления в процессе совместной деятельности: построение образа задуманного результата, условий его достижения и возможностей реализации цели в группе. Она дает следующее определение коммуникативной рефлексии Ц Уэто способность осознания особенностей своей личности и своего общения с другими, позволяющая Увстать над собойФ и исследовать конструктивные и деструктивные связи и отношения: причины, служащие источником переживаемых проблем; связи настоящих проблем с прошлым опытом своего развития; взаимосвязь собственных особенностей личности и поведения окружающих; возможности изменения себя, инициирующие изменения взаимодействия в совместном пространстве с другимиФ. В своей книге УПсихология общенияФ В. А. Горянина рассматривает  расширение рефлексивных потенциалов личности как средство совершенствования стиля межличностного взаимодействия и выделяет следующие задачи развития коммуникативной рефлексии:


1.Осознание моделей контакта, обычно используемых участниками общения.

2.Осознание отношения к себе и другим.

3.Осознание своего восприятия ситуации взаимодействия и эмоций, переживаемых при этом.

4.Осознания влияния этих эмоций на продуктивность взаимодействия и их связи с прошлым.

5.Осознания блокирования личностных и групповых потенциалов неконструктивными эмоционально насыщенными социальными установками.


Итак, проведенный анализ психологических проблем и исследований показывает необходимость исследования возможностей развития рефлексии и разработки практических средств по ее развитию. Нами поставлена цель Ц изучить возможность формирования и развития рефлексии у подростков в условиях временного детского коллектива. Для проведения исследования выбраны 100 подростков, из них половина Ц временный детский коллектив, вторая половина Ц учащиеся.


Выбор возрастной категории испытуемых не случаен,  поскольку на наш взгляд, подростковый возраст имеет ряд существенных преимуществ:


1.В подростковом возрасте увеличивается количество контактов и взаимодействий в социальной среде, что ведет к определенным проблемам в организации общения. В силу данного обстоятельства возникает возможность для формирования и развития необходимых навыков и умений общения и взаимодействия.

2.Подростковый период является этапом активного формирования личности. В подростковом возрасте, по утверждениям психологов и педагогов, создаются наиболее благоприятные условия не только для формирования продуктивных личностных качеств, но и коррекции деструктивных.

3.По мнению специалистов, сформированные в этом возрасте личностные качества приобретают устойчивый характер, закрепляются в юношестве и совершенствуются в течение всей жизни.

4.В подростковом и юношеском возрасте процессы регуляции состояний личности более эффективно проходят в группе сверстников, под руководством специалистов. Под регуляцией нами понимается совокупность методов, способов и приемов воздействия на членов определенной общности, вызывающих у последних изменение их состояний и степень их участия во внутригрупповых процессах и групповой деятельности.


Дальнейшая работа в этом направлении представляется нам целесообразной, поскольку как показал анализ литературы по теме развития коммуникативной рефлексии с целью повышения эффективности межличностного взаимодействия, она находится в стадии разработки и нуждается дальнейшем исследовании. Конечный результат планируемого исследования может стать теоретико-методической основой для создания практических программ регуляции уровня развития рефлексии у подростков.

 

Подилько А. М. Научный руководитель: Дмитриева Н. В. доктор психол. наук, зав. каф. психологии личности и спец. психологии.20.10.05

Литература:

1.Андреева Г. М. Современная социальная психология. Ц М., 1981.

2.Бодалев А. А. Личность и общение. Ц М., 1983.

3.Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ц М.: Издательский центр УАкадемияФ, 2002.

4.Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий. Ц В кн.: Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982.

5.Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое научение. Ц Л., 1985

6.Кузнецова Е. В. К проблеме использования невербальных техник в групповой психокоррекции// Психологический вестник. Ц Ростов н/Д, 1996. Ц Вып.1. Ц ч. 1.

7.Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Ц М.: Издательский центр УАкадемияФ, 2001.

8.Лидерс А. Г. Тренинг личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. Ц 1998. -- № 1.

9.Мелибурда Е. Я Ц Ты  -  Мы: психологические возможности улучшения общения. Ц М., 1986

10.Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. Ц М., 1989.

11.Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. Ц М., 1982.

12.Психология. Словарь. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ц М.: Политиздат, 1990.

13.Рудестам К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика. Ц М.: Прогресс, 1993.

14.Смирнова Е. В., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности) Ц В кн.: Социальная психология личности. Л., 1973.

15.Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования//Вопросы психологии No 3, 1985, с. 31-40.

16.Шкурко Т. А. Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга: Автореф. дис. Е канд. психол. наук. Ц Ростов н/Д, 1997.

 

Hosted by uCoz