написать письмо

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГА «ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС»

В статье рассматривается вопрос эффективности тренинга «Веревочный курс» как средства развития коммуникативных способностей, а также потенциал его использования как средства социализации.

В современном обществе создается парадоксальная ситуация – с одной стороны, наше общество все чаще сталкивается с задачами (как профессиональными, так и повседневными), успешное решение которых непосильно отдельно взятому человеку и требует кооперации усилий групп людей. Подобная кооперация подразумевает владение знаниями, умениями и навыками эффективного межличностного взаимодействия. Вследствие этого на современном отечественном рынке труда становятся все более востребованными специалисты, основу деятельности которых составляет именно взаимодействие с другими людьми – психологи, менеджеры, юристы. С другой стороны, достижения науки и техники направлены на то, чтобы сделать человека максимально самостоятельным и независимым во всех сферах жизни, а подчас даже и изолировать его от общества (например, распространение персональных компьютеров, персональных стереопроигрывателей, домашних кинотеатров и т.п.). Ситуации, которые раньше подразумевали тесное общение с другими людьми, теряют свою актуальность; все больше молодых людей выбирают профессии вида «человек – машина» или «человек – знаковая система».

 

Такая тенденция в обществе негативно сказывается на процессе социализации современного человека. Усвоение социального опыта не заканчивается с завершением стадии целенаправленного привития молодому человеку общепринятых правил и норм в школе и других учебных заведениях, этот процесс стихийно продолжается всю жизнь. Поскольку процесс социализации неразрывно связан с индивидуализацией личности, ее становлением и развитием (А. А. Реан), то можно говорить и том,  что современное общество в какой-то степени препятствует развитию и, более того, саморазвитию личности.

 

Создающаяся ситуация обуславливает формирование нового общественного заказа к психологической науке – усовершенствовать старые или создать новые, дополнительные средства социализации личности. Е. А. Кукуев выделяет следующие конкретные проблемы, стоящие перед современной психологией:

 

1.Необходимость повышения культуры взаимодействия между людьми.

2.Необходимость улучшения эмоционального комфорта в малой группе рабочего коллектива.

3.Необходимость повышения эффективности использования взаимодействия человека с человеком.

 

Добавим к этим пунктам необходимость изначального формирования и развития навыков  и умений эффективного взаимодействия с другими людьми, а также необходимость научения человека способам саморазвития в процессе социализации (взаимодействия с другими людьми).

 

Решение этих задач позволит человеку более полно реализовать свой личностный потенциал и обрести гармонию во взаимодействии с внешней социальной средой.

 

Как отмечает А. А. Реан, процесс социализации «неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей», поэтому вполне логично предположить, что успешность социализации личности напрямую зависит от того,  насколько хорошо человек владеет коммуникативными навыками и умениями. Навыки и умения эффективного общения постигаются человеком постепенно, в процессе взаимодействия с другими людьми. Это долгий и сложный процесс. Однако, как показывает ряд исследований (А. А. Леонтьев, Л. А. Петровская), обучение эффективному взаимодействию можно активизировать средствами тренинговых занятий.

 

В данной статье мы рассмотрим эффективность тренинга «Веревочный курс» в развитии коммуникативных способностей и потенциал его использования как средства социализации.

 

Как система упражнений веревочный курс формировался в середине прошлого века в США. Изначально он использовался в лагерях скаутов для отработки туристических навыков и умений – навесные переправы, веревочные мосты, страховка, спуск по отвесу. Со временем все задания «Веревочного курса» приобрели примерно одинаковую структуру – группе участников предлагается переправиться «из точки А в точку Б», преодолев определенное препятствие по определенным правилам. Обычно сложность проблемы превышает физические возможности отдельных участников, поэтому особое внимание уделяется тому, чтобы вся команда выполнила задание, выработав план, позволяющий преодолеть препятствие общими усилиями всех участников. Таким образом, акцент постепенно смещался с механического выполнения физических упражнений на активизацию общения, обмен идеями, выработку совместного плана, взаимную поддержку внутри группы участников. В дальнейшем, развивающе-обучающий потенциал  упражнений «Веревочного курса» оценили специалисты по работе с персоналом многих фирм и компаний. «Веревочный курс»  получил распространение как тренинг, направленный на улучшение командного взаимодействия, выработку умений решения проблем и конфликтов (т. н. Teambuilding). В настоящее время за рубежом существует большое количество стационарных площадок для проведения подобных тренингов с установленными на них препятствиями, конструируемыми в основном из веревок и бревен (отсюда и название). Теоретическую основу тренинга составляют работы специалистов гуманистического направления в психологии (К. Роджерс, А. Маслоу). По вопросам организации и проведения тренинга издается большое количество литературы, особенно в США, где «Веревочный курс» очень популярен и активно используется. В нашей стране этот вид тренинговой работы появился недавно и распространяется относительно медленно вследствие нехватки подготовленных специалистов.

 

Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев отмечали возможность развития личности только через взаимодействие с другими людьми. Как средство социализации и развития личности «Веревочный курс» отвечает этому требованию, но для того, чтобы осуществлять взаимодействие, человек должен быть способен к нему, то есть обладать коммуникативными способностями. Коммуникативные способности или коммуникативную компетентность определяют как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Жукова Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В., 1991). В состав коммуникативной компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание процесса общения. Коммуникативная компетентность также рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

 

Исследования, проведенные А.В. Растянниковым и С. Ю. Степановым, показали, что одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативной компетентности является совместное решение творческих задач. Авторы определяют творческие задачи как такие задачи, «уровень сложности которых превышает интеллектуальные, личностные, коммуникативные возможности любого члена  группы, в том числе и наиболее компетентного, и, таким образом, для решения подобной задачи необходима достройка опыта каждого индивида, участвующего в ее решении». Особо подчеркивается обязательное превышение сложности задачи компетенции всех участников с тем, чтобы задача была действительно задачей на совместное творческое взаимодействие, а не репродукцией знаний для отдельных участников. Задания «Веревочного  курса» можно смело отнести к разряду задач на совместное творчество, поскольку они полностью  соответствуют предъявляемым требованиям. Более того, тот факт, что выполнение многих упражнений отдельными участниками невозможно физически, гарантирует, что эти задачи будут творческими для всех участников тренинга.

 

Таким образом, «Веревочный курс» можно рассматривать как серию последовательных творческих задач для группы участников. Участники под руководством инструктора могут не только продумать план, обсудить условия, необходимые для успешного решения поставленной задачи, но и физически решить ее, практически применяя, то, о чем говорили.  Последовательное усложнение задач вынуждает участников максимально эффективно взаимодействовать друг с другом. Наличие игровой легенды, в соответствии с которой презентуются задания, позволяет  инструктору по мере необходимости изменять распределение ролей в группе при выполнении того или иного задания. Подобное моделирование подразумевает создание обстановки, наиболее благоприятной для более полной реализации потенциала отдельных участников, особенно тех, кому самостоятельно изменить свою роль в группе сложно по причине, например, неуверенности в себе.   Инструктор вправе при выполнении группой очередного задания предоставить полномочия руководства группой человеку, нуждающемуся в повышении самооценки и наоборот сделать слишком активного лидера «немым» или «незрячим». Возможны варианты еще большего усложнения заданий, например, запрет на вербальное общение при выполнении задания всей группе. Подобные ситуации способствуют максимальной мобилизации умений и навыков межличностного взаимодействия у членов группы. Очень важно, чтобы подобное моделирование инструктором не стало бессмысленным манипулированием, которое не только не даст ожидаемых результатов, но и может вызвать фрустрацию у участников тренинга. Очевидно, что успешность тренинга, его результативность для участников в большой степени зависит от компетентности инструктора и его профессионализма.

 

Рассмотрев эффективность развития коммуникативной компетентности средствами совместного решения творческих задач на материале исследования А.В. Растянникова и С. Ю. Степанова, мы можем сделать следующие выводы об эффективности тренинга  «Веревочный курс»:

 

1.«Веревочный курс» как серия последовательных творческих заданий является эффективным средством развития и совершенствования навыков успешного межличностного общения и, как следствие, социализации личности.

2.Неоспоримым достоинством данного тренинга является практическое применение навыков успешного межличностного общения. Группа участников не толькообсуждает и планирует максимально эффективную стратегию выполнения задачи, но и практически ее осуществляет.

3.Элемент физического, а в некоторых ситуациях и эмоционального риска делает тренинг более привлекательным, создавая у его участников внутреннюю мотивацию к выполнению заданий.

 

Возможность участников тренинга экспериментировать, пробовать себя в разных ролях, развивать имеющиеся способности в эмоционально безопасной, эмпатичной атмосфере дает основание говорить о его большом потенциале, позволяет рассматривать его не только как активно-адаптирующую, но,  и даже в большей степени,  как активно-развивающую программу социализации личности.

 

Представляется целесообразным дальнейшее развитие тренинга «Веревочный курс» в России, его адаптация к условиям и реалиям нашей страны. Тренинг может найти достойное применение в детских лагерях, в работе школьных психологов и социальных педагогов, а также в качестве командообразующего тренинга для сотрудников различных компаний.

 

19 марта 2004 г .

Подилько А. М., Психологические источники  активности личности:  Сборник научных трудов. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004

Научный руководитель: Дмитриева Н. В. док. псих. наук, зав. каф. психологии личности и спец. психологии.  

Cписок литературы:

1.Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. – М., 1984.

2.Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991.

3.Кукуев Е. А. Мотивация развития коммуникативных способностей личности: Автореф. канд. дис. - Новосибирск, 2003

4.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977.

5.Растянников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В.   Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

6.Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004.

7.Cain, J., Jolliff, B. Teamwork and Teamplay. -- Kendall/Hunt Publishing Co., 1998.

8.Rohnke, K., Butler , S. Quicksilver: adventure games, initiative problems, trust activities and a guide to effective leadership. -- Kendall/Hunt Publishing Co., 1995.
Hosted by uCoz