написать письмо

Игры, в которые играют люди. Юлия Лях.Деловой квартал № 02, 31 ОКТЯБРЯ 2005

Отказавшись от карьеры школьного учителя, Наталья Купецкая решила заняться бизнесом Ч организацией детского отдыха. А переход во «взрослый» бизнес ее компании, студии «Вуаля», обеспечил Артур Подилько. Он предложил повышать корпоративный дух с помощью экстремальных тренингов, придуманных для американских полицейских.

 

3акончив иняз в НГПУ, Наталья Купецкая в 2000 г . устроилась преподавателем в школу иностранных языков «Инотекст», но быть педагогом ей через год наскучило и захотелось собственного бизнеса. Собрав вокруг себя четверых единомышленников из числа студентов и выпускников, осенью 2001 г . Наталья организовала некоммерческую организацию Ч студию «545». «Нам было по 20-22 года, но очень хотелось самостоятельности. Мы горели желанием вести собственное дело и чувствовали, что готовы свернуть горы, Ч говорит Наталья. Ч Хотелось организовать детский лагерь с индивидуальной, нами разработанной программой». По замыслу, организация должна была перерасти из небольшой студии в образовательный проект, но вышло все иначе.

 

НатальяКупецкая : «На тот момент большинство организаторов детского досуга и образовательных студий делали ставку на узкую специализацию, например спорт или иностранные языки. Мы же охватили лингвистику, спорт, прикладное творчество, интеллектуальное, психолого-педагогическое и музыкально-сценическое направления. Для работы мы приглашали талантливых людей, болеющих за свое дело, будь то сцена, живопись или кукольный театр, чтобы они попробовали себя во всех сферах. Поэтому случайных людей не было. Подписав договор с детским лагерем «Тимуровец» о том, что будем продавать путевки в лагерь с нашей досуговой программой, мы отправились в школы для поиска клиентов и начали раздавать флайеры детям.

 

Откликнулись сразу. Тогда офис студии размещался в маленькой комнате кинотеатра «Победа». Был телефон, стол и два стула, со стен падала штукатурка Ч удивляюсь, как родители доверяли нам своих детей (смеется). На первый осенний сезон мы набрали 30 детей. Но уже следующим летом в «Вуаля» побывало 240 ребят. Это было подтверждением востребованности услуги.

 

Больших доходов бизнес не приносил. Утром мы работали в лагере, а по вечерам подрабатывали репетиторами, так как не могли требовать многого от бизнеса, который только что родился. Через год, когда мы поняли, что не будем открывать садики, не будем заниматься образованием и нас все больше клонит в сторону туризма, мы перерегистрировали студию из некоммерческой организации в общество с ограниченной ответственностью, назвавшись «Вуаля», что в переводе с французского означает заявление: «Вот он я!».

 

Хрупкая, утонченная Наталья не похожа на бизнес-леди, способную на жесткие действия. Она всегда говорит «мы», подразумевая команду.

 

Н.К.: «Мне очень везет с людьми Ч они приходят в «Вуаля» сами. Точно так же однажды летом 2002 г . пришел молодой человек Роман поработать вожатым на лето. В том же году мы поженились. После свадьбы решили, что будем работать в разных местах, но уже скоро, как руководителю фирмы, мне стало жалко, что такой талант работает «на сторону» (смеется). Придя в компанию, Роман придумал разделить лагерь на младший возраст и лагерь для старшеклассников, назвав это все «Молодежным проектом 911». Теперь 80% детейЧ наши постоянные клиенты, они растут в нашем лаге ре, возвращаясь из сезона в сезон. А мы каждый раз готовим новые программы, чтобы не повторяться. Программа зимнего лагеря «Банзай» будет посвящена культуре Японии и Китая. Шьем костюмы для вожатых, нашли человека, говорящего по-японски и владеющего навыками каллиграфии. Будем заказывать в лагерь суши и учить детей есть палочками. Мы уже не можем размещать всех детей в Новосибирской области, в этом году лагерь «Вуаля» размещался и на Алтае Ч на базе «Империя туризма».

 

Роману принадлежат идеи новых на правлений деятельности. Самой перспективной оказалась организация корпоративных мероприятий и тренингов. «Вуаля», попробовав технику так называемого «веревочного курса» в детском лагере, решила предложить его новосибирским корпорациям.

 

Веревочная акробатика

 

«Веревочный курс» привез в «Вуаля» Артур Подилько из Америки, где он был летом 2001 г . на стажировке в детско-юношеском центре АGAWAM.

 

Разработанная для полицейских техника командообразования Ч «веревочный курс» был распространен в США для сотрудников корпораций и детских организаций. Курс предполагает 10-15 препятствий, которые команда должна преодолеть: вместе решать поставленные задачи, находить выход из затруднительных ситуаций и подбадривать друг друга там, где требуется преодолеть внутренний страх. Курс считается полностью завершенным, когда вся команда пройдет «высокий курс». На высоте 15 метров над землей человек прыгает с площадки, в полете он должен уцепиться руками за нижнюю часть трапеции, натянутой между двумя деревьями. Его страхуют инструкторы, главный на площадке Ч Артур, увлекающийся альпинизмом, прошедший инструкторскую школу «веревочного курса» в Америке.

 

Н.К.: «В 2001 г . мы с Артуром случайно встретились в московском аэропорту. Я улетала во Францию, Артур Ч в Америку. У нас обоих было несколько свободных часов до вылета, и мы ре шили отправиться в московскую фирму «Коллекция приключений», которая уже специализировалась на этой услуге в столице. По возвращении мы решили оборудовать постоянную площадку «веревочного курса» для наших детей. Она появилась летом прошлого года на территории леса около Матвеевки.

 

Первыми корпоративными клиентами стала компания «ДубльГИС» Ч дети сотрудников компании отдыхают в лагере «Вуаля», поэтому родители захотели испытать «веревочный курс» на себе. Второй заказ поступил от компании «Орифлэйм», и 140 ее сотрудников прошли тренинг. Вскоре нам позвонили из санатория «Сосновский», в котором мы также размещаем детей, и предложили обосноваться на их территории. «Сосновскому» мы были нужны как дополнительная услуга конгресс-центра. Мы приняли предложение и приступили к обустройству курса на арендованной площадке».

 

Задачей летнего сезона «веревочного курса» было заработать 90 тыс. руб., но «веревки» перевыполнили план вдвое. Есть основания полагать, что в зимний период спрос не снизится, говорит Наталья. Люди уже устали «сплачиваться» совместным надуванием воздушных ша ров, шашлыками и сауной, и требований к менеджерам НR становится все больше Ч они вынуждены искать новые способы создания эффективно работающей команды. «Веревочный курс» длится от восьми часов до двух дней. Цена за одного чело века составляет 800 руб. в день.

 

Чем полезен «веревочный курс» корпоративным клиентам

 

Коллектив компании «ДубльГИС» уже дважды прошел «веревочный курс», рассказывает директор по региональному развитию «ДубльГИСа» Анна Щербакова: «В первый раз стояла задача познакомить основную команду Ч 14 человек Ч с шестью новыми сотрудниками. А во второй Ч сплотить наших представителей из разных городов: Кемерово, Барнаула, Омска, Красноярска». Щербакова называет «веревочный курс» хорошей возможностью взглянуть на проблемы коллектива изнутри и вовремя заметить дискомфорт отдельного сотрудника. «У нас были некоторые разногласия между отделом продаж и информационным отделом. Курс помог их разрешить», Ч рассказывает Щербакова.

 

Н.К.: «Мы не вкладываем деньги в рекламу, но о «веревочном курсе» компании все равно узнают. Не так давно площадку «веревочного курса» попросил обустроить другой санаторий, но мы вынуждены были отказать Ч инструкторов не так много, людей нужно обучать, курс невозможно поставить на поток».

 

Площадка «Вуаля» представляет собой несколько оборудованных препятствий: «лыжи», «палец великана», «стена». Добиться успеха Ч пройти всей командой несколько метров на двух лыжах-досках или дойти по качающемуся бревну можно лишь сообща и с помощью поддержки.

 

Артур Подилько: «У всех компаний абсолютно разный стиль, и они по-разному ведут себя, получив задание инструктора. Одни садятся в кружок и долго обсуждают, как будут действовать Ч вырабатывают стратегию. Другие пробуют и ошибаются до тех пор, пока кто-нибудь не берет на себя ответственность в принятии решения. Одни люди много шумят и создают впечатление бурной деятельности, но в реальности полезность их для компании минимальна, а есть тихони, которые в нужный момент выдают единственно верное решение».

 

Лидер виден сразу?

 

Н.К .: «Идейный Ч да, уже на этапе, когда участникам нужно рассчитаться и поделиться на две части. А вот руководи теля фирмы или отдела зачастую заметить можно лишь к концу игры. Многие уверенные в своих позициях управленцы отказываются от лидерства на курсе, предпочитая быть включенными со стороны, например, фотографируют действо».

 

А.П.: «Бывают ситуации, когда НR менеджер изначально ставит для курса очень узкую задачу: проследить, как будет вести себя тот или иной человек на кур се. Была ситуация, когда действующего руководителя хотели заменить, и кандидатура была внутри команды. Кандидат продемонстрировал нужные лидерские качества, а исполняющий управленческие функции явно не справлялся с задачей лидера. После «веревочного курса» в компании произошли кадровые перестановки».

 

Случается ли, что команда сходит с дистанции до финиша?

 

А.П.: «В каждой команде находится человек, который говорит: «Это невозможно, нереально». Хорошо, если в ходе курса он с помощью коллег понимает, что все возможно, и задача оказывается им выполненной, У человека появляется уверенность в себе, повышается оценка своих коллег, вот с какими людьми, оказывается, я работаю! Каждая команда имеет право отказаться, но в том-то и дело, что это не игра, а вызов собственным страхам и комплексам. Мы говорим команде: «да, вы можете выйти из игры, но вы должны очень громко крикнуть: «Мы сдаемся!». Пока ни одна команда не крикнула».

 

Н.К. «Некоторые команды отличает особое упорство. Была ситуация с группой участников одного из новосибирских магазинов автозапчастей. Они никак не могли придумать, как преодолеть одно из препятствий Ч перейти воображаемую реку, не «замочив» стопы. Только одному человеку разрешается «замочить» ноги, а руки можно «мочить» всем. Команда билась полтора часа, выстраивая разные композиции, пытались, как обычно это делали другие команды, пройти, складывая ноги на плечи друг другу. Не получалось. Когда один из инструкторов уже не мог выносить «страданий» и предложил засчитать задание, Артур сказал: «А давайте спросим команду». И уже вымотанные, испачканные в грязи мужчины ответили: «Ничего не засчитывайте, перекурим и продолжим». Они придумали тогда способ, который никто до них не предлагал. Наступив ногами на собственные ладони, они спросили: «А так можно перейти реку?». Онемев, мы ответили, что, конечно, можно, команда придумала новый способ, который никто раньше не предлагал».

 

Вы отслеживаете, как изменяется коллектив уже в рабочей обстановке после «веревочного курса»?

 

Н.К. : «Веревочный курс» близок к коучу Ч он не дает команде ответа на поставленный вопрос: что нужно изменить, чтобы двигаться к цели быстрее, что препятствует этому, но он подталкивает к этим раз мышлениям, обозначает проблему. В зависимости от того, как быстро коллектив сумеет в рабочей обстановке найти слабое место, могут появиться какие-то новые за дачи. Это непрерывный процесс».

 

 

Hosted by uCoz