написать письмо

Опыт организации и проведения «Веревочного курса»
Автор: А. Юшков, Э. Петров

Настоящая статья посвящена методологии проведения «Веревочного курса», который в силу своей эффективности и результативности в последнее время становится очень популярным в России и на Украине.

К сожалению, литература и методологические материалы по «Веревочному курсу» практически полностью отсутствуют или недоступны для изучения. Ряд статей, опубликованных в сети Интернет или в средствах массовой информации, очень часто носят откровенно рекламно-конъюнктурный характер или написаны людьми, не имеющими значительного опыта организации и проведения этого тренинга. Данная статья написана в виде попытки заполнить образовавшийся информационный вакуум на основании личного опыта авторов, непосредственно работавших над созданием тренинговой площадки и проводивших тренинг в качестве линейных инструкторов.

Что такое «Веревочный курс»

Можно попробовать дать следующее определение:

«Веревочный курс» является систематизированным активным тренингом личностного и командного роста, используемый для формирования командного духа и сплочения групп любой профессиональной ориентации. Он проходит как правило в естественных природных условиях с использованием специальных снарядов и альпинистского снаряжения.

Тренинг осуществляется со следующими целями:
Х сплочение группы (команды) людей, работающих совместно над решением одной задачи;
Х повышение доверия членов группы друг к другу;
Х развитие чувства уверенности в себе и в членах команды;
Х выработка настойчивости для решения поставленной задачи;
Х повышение производительности совместного труда и эффективности межличностного взаимодействия внутри коллектива.

Характерной особенностью тренинга является то, что поставленные цели могут быть радикально достигнуты за предельно короткий срок времени, например, за один световой день.

Тренинг представляет собой комплекс последовательно выполняемых упражнений (задач), которые различаются по уровню сложности и экстремальности (от легких к более сложным). В программу проведения тренинга входят две группы упражнений, именуемых курсами.

«Низкий курс» представляет из себя комплекс задач, не содержащих в себе экстремальных моментов. В игровой имитационной форме отрабатываются различные аспекты внутригруппового взаимодействия: поиск способов решения поставленной задачи в условиях ограниченного времени, согласованное принятие решений, четкость выполнения совместно выработанной тактических приемов и т.д.

Логическим продолжением «низкого курса» является «высокий курс», выполняемый со специальным страховочным альпинистским снаряжением на высоте до 30 метров: подъем на деревья, прохождение высотной полосы препятствий, свободное падение с высоты на страховке и т.п.

Маркетинг курса

Многие люди, занимающиеся продвижением этого тренинга на рынок, практически единодушно указывают на первую трудность «Веревочного курса» как коммерческого продукта: бывает крайне сложно дать правильное представление о тренинге для лиц, ранее ничего не слышавших о таком мероприятии. Действительно, с одной стороны организация проведения курса представляется довольно серьезным мероприятием, связанным с поездкой целого коллектива сотрудников за город, что должно быть вполне обосновано и тщательно организовано, а с другой стороны бывает трудно дать заранее четкое представление о том, что конкретно ожидает участников во время прохождения тренинга, и что они в итоге получат после его завершения.

Вставляемые в презентационные папки фотографии или описания упражнений часто не решают поставленной задачи, а бывает даже могут оказать «медвежью услугу» незадачливому коммерческому агенту. Некоторых может отпугнуть «экстремальность» курса, о которой речь пойдет ниже, у других может вызвать негативное впечатление фотографии снарядов и процесса прохождения через них команд. Часто приходилось слышать замечания вроде: «Все это несерьезно! Какие-то веревки, бревна! Мне что делать больше нечего, как возвращаться в детство и играть в пионерскую игру «Зарница»? Встречаются и скептики, принципиально не верящие в возможность достижения поставленных перед тренингом целей. Однако, на все эти возражения вполне можно найти позитивные контраргументы, хотя по опыту лучше всего срабатывают рекомендации лиц, уже прошедших тренинг или предварительно посетивших презентацию.

Более сложная задача возникает тогда, когда приходится общаться с руководителями, уже имеющими представление о тренинге и боящимися после прохождения тренинга потерять контроль над коллективом, так как люди теоретически могут вернуться с тренинга с другими установками на сложившуюся систему работы в коллективе. Надо ли это руководителю, он должен мужественно решить сам, а также принять решение о собственном участии в тренинге на равных с другими условиями.

Факторы, влияющие на проведение курса

Погода

Авторы уверены, что тренинг может быть проведен практически в любое время года и практически при любых погодных условиях, за исключением особо неблагоприятных случаев (сильный ветер, буран, проливной дождь и т.д.). Плохая погода (естественно в разумных пределах) может послужить дополнительным фактором, увеличивающим общую сложность тренинга, а следовательно и эффективности результатов.

Отдельно следует рассмотреть организацию проведения курса зимой. Средняя температура зимой в Подмосковном лесу составляет -15 градусов по Цельсию, поэтому во избежание обморожения необходимо уделить повышенное внимание одежде и обуви участников (а также инструкторов, которые в отличии от участников часто лишены возможности двигаться, чтобы согреться). Не лишним способом предохраниться от такой перспективы может быть раздаваемая предварительно специальная памятка для участников. Хорошо будет позаботиться заблаговременно о костре, у которого участники и инструктора смогут погреться. Костер зимой представляет особую проблему, так как поиск дров, а особенно хвороста для растопки затруднен в зимних условиях. Однако и кажущееся благоприятным летнее и весеннее время чревато своими сложностями: укусы насекомых и животных, тополиный пух, пыльца и т.п. могут привести к возникновению аллергических реакций, не говоря уже о возможности отравления по случайности плодами несъедобных растений или грибов. Присутствующий в обязательном порядке на площадке тренинга медицинский работник должен обладать всем необходимым для оказания первой медицинской помощи во всех этих и других случаях.

Питание

Вопрос не так прост, как это может сначала показаться. Естественно, так как участники и инструктора заняты на тренинговой площадке целый день и расходуют свою мышечную и эмоциональную энергию, то им должна быть представлена возможность приема пищи. Однако прием пищи во время проведения тренинга может иметь и отрицательные последствия: после обеда команды, как правило, расслабляются, в результате снижается эффективность всего мероприятия. Особенно это заметно тогда, когда в программе проведения тренинга специально отмечается, что участникам будет предложен шашлык, который по сложившейся традиции непременно ассоциируется с отдыхом в лесу. По мнению авторов, чтобы не потерять эмоциональный подъем участников и тем не менее не оставить их голодными, оптимальным было бы предложение «нехитрой» и вместе с тем добротной пищи: каша, сваренная на костре, тушенка, копченые окорочка, быстрорастворимый суп-папша «Доширак» или «Ролтон» и т.п. Также неплохой вариант - раздача всем участникам типовых одноразовых комплектов НЗ армейского образца, где есть все необходимое для восстановление сил. Время на прием пищи должно быть ограничено заранее: не более 45 минут, включая время на послеобеденный отдых.
Во время всего тренинга участникам должна быть доступна питьевая вода, а еще лучше горячий чай, сваренный на костре. Алкогольные напитки, естественно, должны быть исключены, хотя за этим бывает крайне трудно уследить.

Отдельно следует обсудить возможность совместного отдыха у костра после окончания тренинга (шашлык, гитара и т.п). С одной стороны можно вполне понять людей, желающих расслабиться и отдохнуть после тяжелого дня, но с другой стороны это «культурное мероприятие» может смазать общую позитивную картину от проведенного тренинга (особенно в случае неумеренного употребления алкогольных напитков у костра). Вполне приемлем вариант, когда после проведения сеанса «обратной связи» все участники немедленно разъезжаются по домам. Действительно, организовать пикник в лесу они смогут и в другой раз, тем более, что участники команды стали по-другому относиться к друг другу после проведения тренинга.

«Экстремальность»

Часто «Веревочный курс» называют экстремальным тренингом, однако следует разобраться в этом вопросе глубже. Ряд упражнений, включенных в тренинг, особенно в «Высокий курс» действительно носит экстремальный характер в привычном понимании этого слова, так как выполняются на высоте и как правило сопровождаются выбросом адреналина в кровь. Однако, «экстремальность» (по-французски: крайность) всего тренинга можно понимать и по-другому. В случае успешной организации мероприятия и правильной методологии его проведения группа участников достигает результата за счет «крайних» условий выполнения и сложностей, которые команде предстоит преодолеть в условиях ограниченного времени. Это в первую очередь касается «Низкого курса», который практически не содержит каких-либо «опасных» или в привычном значении «экстремальных» упражнений. Поэтому курс может быть рекомендован практически для всех групп населения, не зависимо от состояния здоровья и уровня физической подготовки.

Ряд упражнений «Низкого курса» могут показаться сложными и требующими определенной физической подготовки участников, на самом деле это совсем не так.

Во-первых, способ прохождения того или иного упражнения команда разрабатывает самостоятельно и может ВСЕГДА найти ту правильную тактику, которая не потребует значительных физических затрат для участников Например, классическое упражнение «Переправа», которое часто воспринимается участниками как тарзанка с завешиванием на одних руках, на самом деле перестает таким быть, если участники сами догадаются сделать на веревке один или два узла или петли, после чего переправиться на этой веревке сможет практически любой человек любой физической подготовки.

Во-вторых, как правило команда неоднородна, в ней всегда выделяются «рабочие лошадки», берущие на себя самые сложные этапы и помогающие другим преодолеть их - в этом, кстати, заключается одна из задач тренинга: выработка «чувства локтя», поддержка своих ослабленных товарищей.

Заканчивая тему «экстремальности», следует отметить, что «Высокий курс» все-таки противопоказан лицам, страдающими сердечно-сосудистыми заболеваниями, психическими или нервными расстройствами, а также женщинам в состоянии беременности или страдающим нарушениями гормональной системы или расстройствами менструального цикла. Поэтому решение о прохождении «Высокого курса» или отдельных его составляющих может приниматься только индивидуально без какого-либо нажима со стороны.

Формирование рабочих команд из участников

Проблема может возникнуть тогда, когда количество участников тренинга превышает 15-16 человек (это одноразовая максимальная пропускная способность ряда упражнений тренинга). В таких случаях команда разбивается на отдельные приблизительно равные по числу участников подгруппы, каждая из которых работает самостоятельно. Желательно, чтобы группы были подобраны так, чтобы в них было бы равное количество «сильных» и «слабых» участников, мужчин и женщин и т.д. В отдельных случаях набор команд идет случайным образом, но следует учесть и пожелания заказчика или отдельных участников по формированию групп в зависимости от целей тренинга.

Отдельно следует остановиться на участии в группах детей. Наличие в группе детей, которым, кстати, не делается каких-либо особых поблажек, часто воспринимается как некоторое «слабое звено» команды. Однако бояться этого не стоит, так как с одной стороны это повышает степень собранности и ответственности других участников команды. С другой стороны дети, как правило, очень охотно участвуют в «Веревочном курсе» наравне со взрослыми. Детей следует активно подключать к обсуждению тактики выполнения упражнений. Очень часто бывает так, что именно дети предлагают самый оригинальный и изящный способ выполнения упражнения. «Устами младенца глаголет истина».

Оптимальное количество участников команды 10-12 человек, маленькие же группы (4-5 человек) крайне не эффективны, так как снижаются затраты каждого участника на создание собранности и командного духа. В таких случаях рекомендуется с согласия остальных участников добавлять в группу собственных инструкторов из кадрового резерва, не занятых сегодня непосредственным руководством группами, или других лиц до доведения числа участников до оптимального. Естественно, инструктора, вынужденно включенные в состав группы, должны быть несколько ограничены в своих правах (не подсказывать решений, воздерживаться от выполнения наиболее сложных этапов и т.п.).

Работа инструктора

Очевидно, что этот фактор является наиболее значимым для успеха всего «Веревочного курса». От того как инструктор ведет свою команду зависит достигнет ли команда поставленной цели или уедет домой ни с чем. Мы не следуем установке, что инструкторами обязательно должны быть специально обученные психологи, хотя конечно фактор коммуникабельности, чувства юмора и умения разбираться в людях бесспорно очень важны для инструктора.

Бытует мнение, высказанное, например, в статье Марины Субботиной «Узелок завяжется, узелок развяжется: о веревочном курсе как о практическом тренинге для создания и сплочения команд», что групповую агрессию следует сводить к минимальному проявлению. Авторы придерживаются несколько иной точки зрения, считая, что именно агрессия, которая неминуемо возникает, когда команда испытывает трудности при прохождении того или иного упражнения, и является тем фактором, который в итоге приводит команду к достижению поставленной цели, мобилизуя участников на поиск правильной тактики. Главная задача инструктора - способствовать, чтобы энергия агрессии группы пошла в нужное русло - на внутреннюю мобилизацию всех творческих сил команды. В этом смысле следует отметить важный по нашему мнению аспект: инструктор должен быть строгим и по возможности не давать команде никаких поблажек. Действительно, именно сложность выполнения упражнений командой является залогом достижения положительного эффекта от всего тренинга в целом. В противном случае легко достигнутый успех приведет к обратным результатам: «Веревочный курс» превращается в банальное развлекательное мероприятие, которое ничего или почти ничего не дает участникам. Инструктор также обязан регулировать уровень сложности выполнения того или иного упражнения с целью каждая команда «несла свой крест», который именно ей по плечу.
Помимо этого, не мало важно и чувство уверенности инструктора, так как в случае неудачи прохождения командой того или иного упражнения он должен быть в состоянии дать утвердительный и обоснованный ответ на возможный вопрос участников: «А сами-то вы это все можете пройти?». Здесь также следует упомянуть, что инструктор просто обязан остановить выполнение упражнения, если команда выберет травмоопасный способ его выполнения.

Что самое сложное в работе инструктора? Остаться невозмутимым и перебороть искушение подсказывать команде решения тех или иных задач, так как не секрет, что любой нормальный инструктор «вживается» в свою группу.

Кого лучше всего назначить инструктором в ту или иную группу? Если по тем или иным причинам команду ведет только один инструктор, то наиболее удачным выбором видится, когда инструктор-девушка ведет преимущественно мужскую группу и соответственно наоборот. В идеале команду ведут два человека: юноша и девушка - это наибольшим образом располагает участников.

В заключение хочется пожелать всем успехов и попробовать свои силы в прохождении «Веревочного курса» тем, кто это еще не делал.

Hosted by uCoz